Постановка звуков

„Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием и чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели поглубже в неё вникнуть.“
Блез Паскаль

Предисловие

Для всех родителей забота о развитии своего ребенка приоритетна, особенно в сфере общения. Важность грамотной и четкой речи неоспорима, и мы понимаем ваше стремление дать наилучшие условия для развития вашему ребёнку. Этот раздел предназначен для родителей, желающих помочь своему ребенку улучшить произношение. Мы предлагаем наш опыт и знания в области логопедии, чтобы поддержать вас. Будете ли вы заниматься сами или обратитесь к нам за поддержкой, наша цель – помочь вашему ребенку достичь ясной, чистой и выразительной речи.

Введение

Обучение ребенка правильному произношению звуков - не единовременное действие, а последовательность этапов, каждый из которых направлен на достижение определенных целей.

Постановку звуков условно можно разделить на четыре основных этапа:

Подготовительный

Создание основы и предпосылок для освоения новых навыков
Перейти
Постановка изолированного звука
Обучение ребёнка четко и правильно произносить отдельные звуки
Перейти
Автоматизация
Закрепление звуков в речи и использование их в словах и фразах
Перейти
Дифференциация
Обучение различению и применению звуков в различных контекстах речи
Перейти

Подготовительный этап

Подготовительный этап в логопедии - это подготовка к корректному произношению звуков. Что достигается через выполнение специальных упражнений, направленных на тренировку и развитие речевого аппарата, артикуляционную моторику, речевого дыхания, фонематического слуха, мелкую моторику и улучшение координации мышц. Таким образом создаются необходимые условия для правильного и эффективного произношения.

Что такое речевой аппарат?

Под речевым аппаратом понимается система органов и мышц, которые используются для произнесения звуков. Каждый орган артикуляционного аппарата выполняет определенные функции при произношении звуков.
  • Голосовые связки: они находятся в гортани и контролируют высоту и силу голоса. Изменение натяжения голосовых связок позволяет нам производить звуки разного тембра.
  • Язык: язык является одним из самых важных органов артикуляционного аппарата. Мы используем язык для формирования различных звуков и звукосочетаний, перемещая его по разным частям полости рта.
  • Губы: губы также играют важную роль в формировании звуков, особенно для звуков, которые требуют участия губ, таких как [м], [п], [б].
  • Зубы и нёбо: зубы и нёбо также влияют на произношение определенных звуков, например, звук [с] образуется при соприкосновении языка с альвеолярным бугром за верхними зубами.
Важно, чтобы все эти органы работали согласованно для ясного и правильного произношения речи. Логопедические упражнения направлены на координацию работы речевого аппарата, что помогает детям и взрослым улучшить артикуляцию и произношение звуков.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов речевого аппарата. Поэтому, чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить достаточно сложные артикуляторные движения. Неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нѐба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Совершенствованию движений артикуляционных органов способствует артикуляционная гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов.

Примеры упражнений для артикуляционной гимнастики:

  • "Лодочка": ребенок широко открывает рот и изгибает язык вверх по центру, формируя "лодочку". Упражнение укрепляет мышцы языка и помогает в формировании звуков, требующих поднятия языка к нёбу.
  • "Мельница": ребенок вытягивает язык максимально вперед и вращает им в разные стороны.
  • "Часики": ребенок касается кончиком языка уголков губ, имитируя движение часовой стрелки. Упражнение направлено на развитию гибкости языка и точности его движений.
  • "Скрипка": ребенок прижимает кончик языка к нёбу и делает движения вверх-вниз, имитируя игру на скрипке.
  • "Цветок": ребенок широко улыбается, затем медленно закрывает и открывает губы, имитируя раскрывающийся и закрывающийся цветок. Упражнение способствует укреплению мышц губ.
  • "Пружинка": ребенок делает быстрые движения языком вверх-вниз, как пружинка. Упражнение улучшает контроль над быстрыми движениями языка.

Улучшение речевого дыхания

Речевое дыхание - это специфический вид дыхания, который используется для поддержки и контроля речи. Оно играет важную роль в произношении звуков и фраз, обеспечивая необходимое давление воздуха для формирования звуковых колебаний в голосовых связках.

Основные факторы речевого дыхания:
  • Развитая диафрагма: речевое дыхание основывается на активном участии диафрагмы - большого дыхательного мышца, расположенного под легкими. Во время выдоха диафрагма сокращается, создавая давление, необходимое для выталкивания воздуха через голосовые связки.
  • Контроль над дыханием: речевое дыхание требует контроля над длительностью фраз, интенсивностью дыхания и паузами, что важно для ясности и плавности речи.
  • Поддержка звука: правильное речевое дыхание обеспечивает устойчивое давление воздуха, необходимое для создания сильных и контролируемых звуков при произношении слов.

Речевое дыхание является одним из ключевых элементов правильной артикуляции и выразительности речи. Тренировка речевого дыхания может помочь улучшить произношение, громкость, ритм и интонацию речи. Для развития речевого дыхания разработаны специальные упражнения.

Примеры упражнений на речевое дыхание:

  • "Паровозик": ребенок делает глубокий вдох носом и медленный выдох ртом, издавая звук "чух-чух".
  • "Свеча": ребенок представляет, что дует на свечу, делая короткие и резкие выдохи.
  • "Воздушные шарики": ребенок делает глубокий вдох и медленный выдох, представляя, как он надувает шарик.

Формирование фонематического слуха

Формирование фонематического слуха - это процесс развития способности различать и анализировать звуковые различия между различными звуками речи, называемыми фонемами. Фонематический слух играет важную роль в овладении навыками чтения, правильного произношения слов и общего развития речи.

Когда человек развивает фонематический слух, он обучается распознавать звуковые различия и соотносить их с буквенными символами. Этот процесс представляет собой важный этап в раннем грамотностном развитии детей, поскольку помогает им понимать, как звуки соотносятся с буквами и словами.

Формирование фонематического слуха обычно включает в себя различные упражнения и активности, направленные на развитие слуховых сегментационных навыков, способности выделять и сравнивать звуки речи, а также умение анализировать и синтезировать звуки в слова и предложения.

Примеры упражнений на развитие фонематического слуха:

  • "Угадай звук": ребенку предлагается угадать и повторить звуки, которые издает взрослый (шипение, щелканье и т.д.).
  • "Игра в эхо": ребенок повторяет слоги и слова за взрослым, стараясь точно копировать интонацию и тембр.

Рекомендуемое оборудования и пособия:

  • Зеркало для визуального контроля артикуляционных упражнений.
  • Массажеры для языка для проведения массажа языка.
  • Игрушки и предметы для развития мелкой моторики (например, пазлы, сортеры).
  • Музыкальные инструменты для развития слухового восприятия (например, детские барабаны, свистульки).
  • Разнообразные материалы для творчества (краски, фломастеры, бумага) для рисования.
  • Книги со стихами и загадками для чтения и развития памяти и внимания.
  • Аудиозаписи с различными звуками для упражнений на фонематический слух.
  • Дыхательные тренажеры для упражнений на речевое дыхание.

Этап постановки изолированного звука

На этом этапе осуществляется работа над звуками, который ребенок произносит неправильно в чистом виде. Процесс начинается с детального объяснения и показа правильного положения органов артикуляции для каждого звука. Используйте зеркало для того, чтобы ребенок мог видеть свои и ваши действия, что позволит ему понять, как должны располагаться губы, язык, челюсти и другие части речевого аппарата при произношении звука. Ребенок учится повторять за вами, опираясь на зрительные, слуховые и тактильные ощущения.


Кроме того, важно
  • Формирование у ребенка осознанного контроля над артикуляционными движениями, необходимыми для произношения звука.
  • Развитие и закрепление слухового и кинестетического образов звука.
  • Достижение стабильности и четкости произношения звука.
  • Исключение напряжения и непроизвольных движений при артикуляции звука.

Существует ряд методов, которыми можно добиться перечисленного выше.

Методы постановки звука включают:

  • Подражание: ребенок имитирует движения и положения органов речи логопеда, используя слуховые и зрительные образы. Этот метод эффективен, когда у ребенка хорошо развито подражание и он может точно копировать действия взрослого.
  • Механический: можно применять специальные инструменты, такие как шпатель или зонд, чтобы направлять органы речи ребенка в нужное положение. Этот метод часто используется, когда ребенок испытывает трудности с самостоятельным нахождением правильного положения для произношения звука.
  • От других звуков: звук ставится от уже усвоенного звука с похожим артикуляционным укладом. Это помогает ребенку использовать уже сформированные навыки для освоения нового звука.
  • От артикуляционного уклада: используется определенное положение артикуляционных органов, например, формирование "чашечки" языком для постановки звука [ш]. Этот метод основан на использовании артикуляционных позиций, которые ребенок уже может выполнять правильно.
  • Смешанный: комбинируются различные методы, чтобы подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь наилучшего результата.
Важно! Нужно, чтобы ребенок не только мог воспроизвести звук, но и осознавал процесс его создания. Это достигается через развитие кинестетических ощущений и внимания к ощущениям в органах артикуляции во время произношения звука. Постановка звука считается успешной, когда ребенок может самостоятельно и четко произносить его в изолированном состоянии.

Рекомендуемое оборудования и пособия:

  1. Зеркало для визуального контроля артикуляции.
  2. Логопедические инструменты (шпатель, зонд) для механической коррекции положения органов речи.
  3. Иллюстративные материалы с изображением органов речи для обучения правильной артикуляции.
  4. Аудиозаписи с четким произношением звуков для слухового восприятия.
  5. Фонематические таблицы или карточки для визуализации и дифференциации звуков.
  6. Дидактические игры и упражнения для развития фонематического слуха и внимания.
  7. Модели рта и языка для демонстрации артикуляционных позиций.
  8. Различные предметы для создания артикуляционных образов (например, пуговицы для имитации "чашечки" языка).
  9. Программное обеспечение или приложения для таблетов и смартфонов, направленные на обучение правильной артикуляции.

Этап автоматизации звука

Этап автоматизации звука предполагает закрепление звука в различных речевых ситуациях. На этом этапе ребенок должен научиться уверенно и правильно использовать новый звук в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Процесс автоматизации начинается с включения звука в простые слоги, где он произносится в различных комбинациях с гласными. Затем звук вводится в слова, начиная с тех позиций, которые являются наиболее доступными для ребенка (например, начальная, средняя или конечная). Избегайте стечения согласных на начальном этапе, чтобы не усложнять задачу для ребенка.

После успешного освоения звука в простых словах переходят к словам со сложной структурой и стечением согласных. Это помогает ребенку адаптироваться к более сложным условиям произношения и укрепляет навык.
Далее звук закрепляется в словосочетаниях и предложениях, где ребенок учится использовать его в естественном речевом потоке.
Важно! Предложения должны быть близки к повседневной речи ребенка и имели для него смысловую нагрузку.
На этом этапе также используются тексты чистоговорок, загадок, скороговорок и стихов, которые способствуют развитию ритма, интонации и плавности речи, а также улучшают восприятие и воспроизведение звука в различных контекстах.
Дидактические игры и игровые упражнения остаются важным элементом на этапе автоматизации, так как они радуют и заинтересовывают ребенка и делают процесс обучения более интересным и мотивирующим. Игры могут включать в себя подбор картинок по звуку, составление рассказов с использованием слов с целевым звуком, игры на быстроту реакции с произношением слов и многие другие.

Примеры упражнений для автоматизации звука:

  1. Повторение звука в различных словах и фразах: просите ребенка многократно повторять целевой звук в различных контекстах для обучения его правильному использованию.
  2. Игры с использованием звука: создавайте игры или задания, в которых требуется использовать целевой звук. Например, ребенок может искать предметы, названия которых начинаются с нужного звука.
  3. Аудиозаписи и многократное прослушивание: записывайте произношение звука и предложений с ним, чтобы ребенок мог многократно слушать и повторять.
  4. Мимико-артикуляционные упражнения: используйте зеркало для наблюдения за движениями артикуляционных органов и помогайте ребенку корректировать их для правильного произношения.

Рекомендуемое оборудования и пособия:

  1. Зеркало для самоконтроля артикуляции.
  2. Карточки с изображениями для визуализации и выбора слов с целевым звуком.
  3. Дидактические игры, направленные на автоматизацию звуков.
  4. Аудиозаписи с четким произношением слов и текстов для слухового восприятия.
  5. Тексты чистоговорок, скороговорок, загадок и стихотворений для практики произношения.
  6. Плакаты и таблицы с фонематическими упражнениями.
  7. Программное обеспечение или приложения для планшетов и смартфонов с упражнениями на автоматизацию звуков.
  8. Различные предметы и материалы для создания речевого окружения (игрушки, книги, предметные картинки).
  9. Устройство для записи и воспроизведения речи ребенка для анализа и коррекции.

Этап дифференциации звука

Этап представляет собой процесс обучения ребенка различению и правильному употреблению в речи фонетически близких звуков, таких как пары Б-П, Д-Т, З-С, Ж-Ш.

Вот несколько методов и упражнений, которые могут помочь в достижении этой цели:

Пример упражнений для этапа дифференциации звука

  1. Слушаем и различаем: Ребенок слушает пары фонетически близких звуков и указывает, какой звук он слышит.
  2. Найди отличия: Выбор из группы слов тех, которые содержат целевой звук, и отличие их от слов с похожими звуками.
  3. Произношение в зеркале: Ребенок произносит звуки перед зеркалом, обращая внимание на артикуляцию.
  4. Чистоговорки и скороговорки: Повторение чистоговорок и скороговорок, включающих дифференцируемые звуки.
  5. Игра "Кто быстрее?": Называние слов на определенный звук как можно быстрее, чередуя с похожим звуком.
  6. Составление рассказа: Создание короткого рассказа или предложений со словами, содержащими дифференцируемые звуки.
  7. Фонематический анализ: Определение местоположения звука в слове и выделение его на слух и при произношении.
  8. Игры на внимание: Игры, требующие определения и названия звуков в словах, услышанных или прочитанных.
  9. Запись и анализ речи: Запись речи ребенка и последующий анализ правильности произношения звуков.
  10. Сопоставление и выбор: Предложение ребенку выбрать правильное слово из пары слов, где одно содержит целевой звук, а другое – его пару (например, "баран" или "паран").
  11. Игра "Угадай слово": Ребенок должен угадать и произнести слово, в котором логопед меняет один из звуков на его пару.
  12. Работа с картинками: Сопоставление картинок с их названиями, содержащими дифференцируемые звуки.
  13. Домино по звукам: Игра в домино, где необходимо соединять карточки по принципу совпадения звуков в конце одного и начале другого слова.
  14. "Звуковой диктант": Логопед произносит слова, а ребенок определяет, содержат ли они целевой звук или его пару, и записывает ответы.
  15. "Магазин звуков": Ребенок "покупает" слова, содержащие определенные звуки, учится различать и правильно произносить их.

Рекомендуемое оборудования и пособия:

  1. Зеркало для самоконтроля артикуляции.
  2. Аудиозаписи с четким произношением фонетически близких звуков.
  3. Карточки с изображениями и словами, содержащими дифференцируемые звуки.
  4. Фонематические таблицы для визуализации и сравнения звуков.
  5. Игры и дидактические материалы для развития слухового восприятия и дифференциации звуков.
  6. Тексты чистоговорок, скороговорок и стихотворений, включающие пары дифференцируемых звуков.
  7. Программное обеспечение или приложения для планшетов и смартфонов, направленные на тренировку дифференциации звуков.
  8. Устройство или программное обеспечение для записи и воспроизведения речи ребенка для анализа и коррекции.
или
Made on
Tilda