Запуск речи

Запуск или растормаживание речи у неговорящих детей. Информация для родителей и логопедов.
Речь - удивительно сильное средство, но нужно уметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Г.Ф.
Введение

Для многих родителей возникает сложность в определении, нужна ли помощь в “запуске” речи у ребенка или он просто заговорит чуть позже других детей. Задача логопеда, к которому они обращаются, заключается в проведении диагностики, выявлении нарушений речи, а если они есть, разборе их причин и объяснении родителям их дальнейших действий.
Tilda Publishing
Нормы развития речи до 3 лет: как понять, что требуется помощь логопеда?
Важно понимать, что существуют нормы речевого развития на которые необходимо ориентироваться. Некоторые дети начинают говорить очень рано, другие - слегка отстают от сверстников, и в этом зачастую нет ничего страшного.

Основные этапы развития речи:
  • 2 месяца. Малыш кричит продолжительно и громко, издает различные звуки с разной интонацией.
  • 3-4 месяца. Ребенок начинает гулить и произноситьпротяжные и певучие звуки “а-а-а”, “у-у-у” и слоги «гу-у-у», «га-а-а» и пр.
  • 4-5 месяцев. У ребенка появляется лепет ионначинает повторять одинаковые слоги: «ля-ля-ля», «на-на-на».
  • 9-10 месяцев. Ребенок многократно повторяет ритмические цепи “га-га-га”, “тя-тя-тя” “ди-ди” и пр. Появляются лепетные слова: машинка - “би-би”, мама - “ма-ма”.
  • 1 год. Малыш понимает самые простые фразы, знает слова «мама», «нет», «нельзя», «дай» и может использовать их.
  • 2 года. Ребенок уже знает около 100-150 слов и умеет строить простые предложения, часто неправильные: «Маша баю-бай», «Это ка-ка». Коверкание слов («дяй», «тятя» и пр.) нормально на этом этапе.
  • 3 года. Ребенок активно общается с окружающими, в его словарном запасе достаточно слов для повседневного общения. Он может рассказать, что было на обед в детском саду, и о чем рассказывала воспитательница. Перестановка слогов в слове, неумение следить за громкостью голоса, невнятное произнесение некоторых звуков — на этом этапе считаются нормой.

Как понять, что пора обращаться к специалистам:
  • Ребенок к двум месяцам почти никогда не кричит.
  • Полугодовалый ребенок не гулит, не улыбается, когда с ним говорят, не прислушивается к звукам.
  • Малыш в 7-8 месяцев не реагирует на голоса родителей.
  • К 10 месяцам все еще не начался лепет.
  • К двум годам ребенок не понимает простейших вопросов и просьб (например, «дай машинку папе»), не произносит ни слова или использует максимум 10-20 слов, коверкая их до неузнаваемости.
  • Ребенок в три года почти не разговаривает с окружающими, не может правильно построить даже простое предложение, в его словарном запасе около 50 слов. Есть серьезные проблемы с произнесением звуков — речь бессвязная, ее очень трудно понять даже родителям.

При наличии 2-3-х признаков нарушения речи следует обратиться за помощью к логопеду. Однако,для того, чтобы дети, которые не говорят начали “включать” свою речь может потребоваться не только консультация логопеда, но и педиатра, невролога, психиатра, нейропсихолога, психолога, сурдолога, дефектолога. Логопеду важно знать результаты обследований, чтобы правильно выстроить план занятий.
Как Gold&Speak может помочь?
В Gold&Speak работают грамотные специалисты-логопеды, которые специализируются на работе с "молчунами". Мы проведём диагностику и немедленно приступим к занятиям, способствующим растормаживанию речи. Результаты не заставят себя ждать!
Современные методики “запуска” речи у неговорящих детей.
Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи. Примеры таких игр:
  • Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
  • Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
  • Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
  • Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».
Если проблемы с речью возникают у ребенка 1-2 лет, пора добавлять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику:
  • Вместе с ребенком складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
  • Надуваем щеки и выпускаем воздух.
  • Мычим. Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
  • Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».
Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).
Какие методики “запуска” речи у неговорящих детей можно применять дома самостоятельно?
Не стоит ограничиваться только занятиями с логопедом. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе. Опытный логопед может объяснить им, что делать:
  • Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
  • Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
  • Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
  • Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
  • Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет. Некоторые дети отлично знают, как произнести просьбу вслух, но не делают этого, потому что родители хорошо реагируют на жесты.
И главное: логопед должен помочь родителям ребенка сохранять спокойствие и оптимизм, не впадая в панику из-за того, что малыш не говорит, хотя его сверстники в детском саду уже используют короткие предложения. Чрезмерное давление на ребенка точно не улучшит ситуацию.
Made on
Tilda