Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о том, какие существуют способы постановки звука "Л".
Звук Л относится к звукам позднего онтогенеза, возраст его появления - 4,5 года. Для того, чтобы звук самостоятельно появился в речи, необходимо, чтобы у ребенка была нормальная длина подъязычной связки и хорошо развитые мышцы кончика языка.
Артикуляционная позиция для звука Л: при открытом рте узкий кончик языка касается верхних зубов и отскакивает от них, по бокам от языка выходит тёплая и слабая воздушная струя.
1) Первый способ постановки звука "Л": по подражанию.
Упражнение "Как гудит пароход": подставим ладошку, откроем рот, поставим язычок за верхние зубы и погудим. По бокам от язычка мы должны почувствовать две теплые воздушные струи. Если произнести звук получилось, начинаем проговаривать слоги со звуком Л (АЛ, ОЛ, УЛ...), не забывая при этом сразу же отрывать язык от зубов.
2) Комбинированный способ постановки звука "Л".
Этот способ подходит тем, кому сложно удерживать язык за верхними зубами, в связи с укороченной подъязычной связкой.
Перед тем, как прибегнуть к этому способу постановки звука Л, следует закончить работу над шипящими звуками и потренироваться в растягивании подъязычной связки.
Необходимо тянуть звук "А" и высунуть язык на 3-4 мм, несколько раз его прикусить, произнося звуки Л-Л-Л. Деревянным шпателем, или ватной палочкой приподнимите язык наверх, когда зубы разомкнутся. Несколько раз придвиньте кончик языка к верхним зубам и отодвиньте его назад, пока ребенок продолжает дуть на язык.
Цель этого метода - раскачать язык, чтобы со временем он сам дотянулся до зубов.
3) Постановка звука "Л" механическим способом.
Этим способом пользуются логопеды в том случае, если у ребенка слабо развиты мышцы языка, и он либо не может удержаться наверху, либо уходит в бок, либо выскальзывает на внешнюю сторону зубов.
Инструменты, которые используются при данном способе постановки звука:
4) Альтернативный (альвеолярный) способ постановки звука Л: данный способ подразумевает постановку кончика языка на альвеолы, а не на основание верхних резцов. Звук при данном способе постановки может звучать более мягко, что является также вариантом нормы.
Часто поставить звук "Л" можно самостоятельно, как себе, так и своему ребёнку. Однако если возникают какие-либо вопросы, мы рекомендуем обратиться к специалисту-логопеду, чтобы выстроить структурированный коррекционный маршрут, опираясь на профессиональные знания.
Звук Л относится к звукам позднего онтогенеза, возраст его появления - 4,5 года. Для того, чтобы звук самостоятельно появился в речи, необходимо, чтобы у ребенка была нормальная длина подъязычной связки и хорошо развитые мышцы кончика языка.
Артикуляционная позиция для звука Л: при открытом рте узкий кончик языка касается верхних зубов и отскакивает от них, по бокам от языка выходит тёплая и слабая воздушная струя.
1) Первый способ постановки звука "Л": по подражанию.
Упражнение "Как гудит пароход": подставим ладошку, откроем рот, поставим язычок за верхние зубы и погудим. По бокам от язычка мы должны почувствовать две теплые воздушные струи. Если произнести звук получилось, начинаем проговаривать слоги со звуком Л (АЛ, ОЛ, УЛ...), не забывая при этом сразу же отрывать язык от зубов.
2) Комбинированный способ постановки звука "Л".
Этот способ подходит тем, кому сложно удерживать язык за верхними зубами, в связи с укороченной подъязычной связкой.
Перед тем, как прибегнуть к этому способу постановки звука Л, следует закончить работу над шипящими звуками и потренироваться в растягивании подъязычной связки.
Необходимо тянуть звук "А" и высунуть язык на 3-4 мм, несколько раз его прикусить, произнося звуки Л-Л-Л. Деревянным шпателем, или ватной палочкой приподнимите язык наверх, когда зубы разомкнутся. Несколько раз придвиньте кончик языка к верхним зубам и отодвиньте его назад, пока ребенок продолжает дуть на язык.
Цель этого метода - раскачать язык, чтобы со временем он сам дотянулся до зубов.
3) Постановка звука "Л" механическим способом.
Этим способом пользуются логопеды в том случае, если у ребенка слабо развиты мышцы языка, и он либо не может удержаться наверху, либо уходит в бок, либо выскальзывает на внешнюю сторону зубов.
Инструменты, которые используются при данном способе постановки звука:
- Деревянный шпатель: человек произносит звук "А", шпатель вводят ему под язык, прижимая его несколько раз, во время отрыва удерживая язык поднятым кверху.
- Шпатель по Корицкому или зондозаменитель "весло": один из концов шпателя вводят под язык, предварительно отодвинув его назад. Ребенок тянет звук "А", а взрослый осторожно поднимает язык наверх и несколько раз поднимает его к верхним зубам.
- Шариковый зонд по Рау или ватная палочка: сильно упираем палочку под язык ближе к кончику и плавно поднимаем язык, пока ребенок тянет звук "А". Вытянув язык кверху, его убирают за верхние зубы, и делают несколько растягивающих движений кверху и назад, а затем плавно опускают язык и поднимают его несколько раз.
4) Альтернативный (альвеолярный) способ постановки звука Л: данный способ подразумевает постановку кончика языка на альвеолы, а не на основание верхних резцов. Звук при данном способе постановки может звучать более мягко, что является также вариантом нормы.
Часто поставить звук "Л" можно самостоятельно, как себе, так и своему ребёнку. Однако если возникают какие-либо вопросы, мы рекомендуем обратиться к специалисту-логопеду, чтобы выстроить структурированный коррекционный маршрут, опираясь на профессиональные знания.