Запуск речи

Зачастую сложно понять, нужна ли помощь ребенку в “запуске” речи или он просто заговорит чуть позже других детей. Существует много факторов, которые могут повлиять на речь, да и каждый ребенок уникален.
И тем не менее можно выделить возрастные этапы и перечень навыков, которому должен соответствовать ребенок. Для того, чтобы помочь разобраться в этои и был создан этот раздел. В нем мы расскажем, что такое задержка речи, осветим причины проявления, а также расскажем о способах преодоления этой проблемы.



Что такое задержка речи

Задержка речи – это состояние, при котором ребенок развивает речевые навыки позже, чем это обычно происходит у сверстников. Это не обязательно указывает на серьезные проблемы или нарушения, но требует внимания и, возможно, специальных методов коррекции.
Чтобы понять, есть ли у ребенка задержка речи, важно сравнивать его речевое развитие с типичными этапами развития речи у детей его возраста. Некоторые признаки, которые могут указывать на задержку речи, включают:
  1. Недостаточный словарный запас: Например, двухлетний ребенок обычно может использовать около 50 слов и составлять простые фразы из двух слов. Если ребенок этого возраста значительно отстает от этих показателей, это может быть признаком задержки.
  2. Трудности с формированием слов и фраз: Ребенок испытывает затруднения в сочетании слов в фразы и предложения соответствующей сложности для своего возраста.
  3. Проблемы с пониманием речи: Задержка речи может также сопровождаться трудностями в понимании устной речи, команд и простых указаний.
  4. Недостаточное использование речи для коммуникации: Ребенок редко использует слова для выражения своих потребностей, эмоций или для взаимодействия с окружающими.
  5. Замена говорения жестами: Если ребенок чаще использует жесты, чем слова, для общения, это может быть признаком задержки речевого развития.
Важно помнить, что дети развиваются индивидуально, и некоторые могут достигать речевых этапов раньше или позже среднего. Однако, если у родителей есть опасения относительно речевого развития их ребенка, они должны проконсультироваться со специалистами, такими как педиатр или логопед, для получения профессиональной оценки и рекомендаций.

Причины появления задержки речевого развития?

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана различными факторами, и часто она является результатом не одной, а комбинации причин. Вот некоторые из наиболее распространенных факторов, которые могут способствовать задержке речи:
  1. Генетические факторы: семейная история задержек речевого или языкового развития может увеличивать риск подобных проблем у детей.
  2. Проблемы со слухом: нарушения слуха, включая частые отиты (воспаления уха), могут мешать ребенку слышать и имитировать звуки и слова, что в свою очередь влияет на развитие речи.
  3. Неврологические нарушения: различные неврологические состояния, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и другие могут влиять на способность ребенка производить звуки и слова.
  4. Расстройства аутистического спектра: дети с аутизмом часто сталкиваются с задержками в речевом и языковом развитии.
  5. Интеллектуальные нарушения: задержка речевого развития может быть связана с общими интеллектуальными нарушениями.
  6. Психосоциальные факторы: отсутствие языковой стимуляции в домашней среде, социальное взаимодействие и эмоциональные нарушения могут влиять на развитие речи.
  7. Задержка развития: иногда задержка речи является частью более общей задержки в развитии.
  8. Проблемы с речевым аппаратом: аномалии в структуре или функции речевого аппарата, такие как короткая уздечка языка или проблемы с челюстным суставом, также могут приводить к задержке речи.
  9. Многие языки в доме: в семьях, где говорят на нескольких языках, иногда наблюдаются временные задержки в развитии речи, поскольку детям необходимо адаптироваться к нескольким языковым системам.
Важно отметить, что каждый ребенок уникален, и причины задержки речевого развития могут значительно варьироваться от одного ребенка к другому.

Как формируется и развивается речь?

Языковое развитие ребенка - это удивительный и сложный процесс, который во многом зависит от среды, в которой он вырастает. Ребенок может легко адаптироваться к любому языковому окружению. Например, если ребенок родился в немецкой семье, но вскоре переехал в Финляндию, он будет говорить по-фински. Аналогично, ребенок, родившийся в Японии, будет говорить на японском языке. Это подчеркивает удивительную гибкость и адаптивность детского мозга в процессе языкового приобретения.
Сначала ребенок взаимодействует со своим окружением, наблюдая, улыбаясь и следя за мимикой родителей. Это начальный этап коммуникации, где неязыковые формы общения играют ключевую роль. Затем начинается этап гуления и лепетания, когда ребенок активно экспериментирует с звуками, что является предвестником настоящей речи.
Важный вехой в развитии речи является формирование центра понимания речи, который обычно завершается к году. Это означает, что ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, формируя тем самым основы импрессивной речи. Далее, к трех годам, развивается центр моторной речи, отвечающий за производство речи, или экспрессивную речь.
Именно из-за этапности развития речевых навыков в два года можно наблюдать значительный разброс в речевых умениях у разных детей. Некоторые дети могут говорить только около 20 слов, в то время как другие уже способны читать стихи. Однако к трех годам различия обычно сглаживаются, и дети достигают схожего уровня в речевом развитии.
Таким образом, процесс языкового развития у детей является сложным и многоступенчатым, где важную роль играет не только врожденная способность к изучению языка, но и среда, в которой ребенок воспитывается.

Развитие речи у детей: Этапы и Сигналы к Действию

Понимание норм речевого развития у детей имеет решающее значение для родителей и опекунов. Речевое развитие детей может варьироваться: некоторые дети начинают говорить рано, в то время как другие немного отстают от своих сверстников. В большинстве случаев это не является поводом для беспокойства.

Основные Этапы Развития Речи:

  1. 2 месяца: младенец громко кричит и издает различные звуки.
  2. 3-4 месяца: ребенок начинает издавать гулкие звуки, например, “а-а-а” или “у-у-у”.
  3. 4-5 месяцев: появляется лепет, ребенок повторяет одинаковые слоги, такие как “ля-ля-ля”.
  4. 9-10 месяцев: многократное повторение ритмических цепочек, появление лепетных слов (например, “би-би” для машинки).
  5. 1 год: ребенок понимает простые фразы и знает основные слова. Важным является появление указательного жеста, который помогает формировать речь.
  6. 1,5 года: если нет указательного жеста, рекомендуется обратиться к врачу.
  7. 2 года: ребенок знает около 100-150 слов и начинает строить простые предложения. Нормально, если в этом возрасте ребенок говорит 15-20 слов.
  8. 3 года: активное общение, достаточно слов для повседневного общения.

Факторы, Влияющие на Речевое Развитие:

  • Проверка слуха: необходимо убедиться, что ребенок хорошо слышит, так как проблемы со слухом могут задержать развитие речи.
  • Праворукость или леворукость: у правшей речевые центры чаще всего находятся в левом полушарии мозга, а у левшей – в правом. Это может влиять на скорость развития речи.
  • Пол: мальчики часто начинают говорить позже девочек.

Когда обращаться к специалистам:

  • До 2 месяцев: ребенок почти не кричит.
  • 6 месяцев: нет гуления, улыбок или реакции на звуки.
  • 7-8 месяцев: не реагирует на голоса родителей.
  • 10 месяцев: отсутствует лепет.
  • 2 года: ребенок не понимает простых вопросов или использует очень ограниченный словарный запас.
  • 3 года: значительные проблемы с речью, невнятное произношение.
При наличии двух или трех признаков нарушения речи следует обратиться за помощью к логопеду. В некоторых случаях может потребоваться консультация с педиатром, неврологом, психиатром, нейропсихологом, психологом, сурдологом или дефектологом.

Важные моменты:

  • 3 года: если ребенок не говорит, необходимо обратиться к неврологу.
  • 5 лет: если к этому возрасту ребенок не заговорит, ситуация может стать более сложной и требовать специализированной помощи.
Понимание этих этапов и внимание к потенциальным признакам задержки речевого развития помогут обеспечить своевременное и эффективное вмешательство, способствующее здоровому развитию ребенка.

Современные методики “запуска” речи у неговорящих детей.

Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи. Примеры таких игр:
  • Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
  • Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
  • Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
  • Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».
Если проблемы с речью возникают у ребенка 1-2 лет, пора добавлять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику:
  • Вместе с ребенком складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
  • Надуваем щеки и выпускаем воздух.
  • Мычим. Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
  • Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».

Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).

Общие рекоментации

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок не начинает говорить в обычный возрастной период. Важно понимать, что существуют эффективные подходы и методы, которые могут помочь в таких случаях.

Основные Советы для Родителей:

  1. Четкая речь: Важно говорить с ребенком ласково, но четко. Избегайте сюсюканья, так как это может затруднить понимание и воспроизведение правильной речи.
  2. Ограничение использования соски: Рекомендуется отказаться от соски к году, оставив ее максимум для использования на ночь. Сосательный рефлекс может замедлять развитие речи.
  3. Общение с разговаривающими детьми: Ребенок, который не говорит, может лучше учиться, наблюдая и взаимодействуя с говорящими сверстниками, так как другие дети не всегда будут понимать невербальные сигналы и заставят его прилагать больше усилий для общения.
  4. Развитие мелкой моторики: Использование предметов, способствующих развитию мелкой моторики, положительно влияет на речевое развитие. Лучше избегать мелких и потенциально опасных предметов, таких как скрепки или горох, и использовать бизи-борды.
  5. Активное взаимодействие: Не притворяйтесь, что вы понимаете ребенка, если этого не происходит. Помогайте ему четко выражать свои мысли и желания, например, указывая на предметы и называя их.
  6. Вопросы с выбором: Задавайте ребенку вопросы, предлагая выбрать из двух вариантов. Это способствует развитию языковых навыков и принятию решений.

Методы Лечения и Развития:

  • Общение с говорящими детьми: важный элемент социализации и обучения.
  • Занятия с логопедом: профессиональная помощь логопеда необходима для коррекции речевых навыков.
  • Доречевые занятия: пальчиковая гимнастика и другие упражнения могут стимулировать речевое развитие.
  • Медикаментозное лечение: применение аминокислот, витаминов группы B и ноотропов по назначению врача.
Важно отметить, что если к возрасту 3-4 лет ребенок все еще испытывает значительные трудности с речью, рекомендуется обращение к логопеду-дефектологу. Задержка речи может повлиять на общее психо-речевое развитие, что в дальнейшем может привести к таким проблемам, как дислалии (нарушения звукопроизношения)

Какие методики “запуска” речи у неговорящих детей можно применять дома самостоятельно?

Не стоит ограничиваться только занятиями с логопедом. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе. Опытный логопед может объяснить им, что делать:
  • Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
  • Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
  • Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
  • Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
  • Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет. Некоторые дети отлично знают, как произнести просьбу вслух, но не делают этого, потому что родители хорошо реагируют на жесты.

Родители ребенка сохранять спокойствие и оптимизм, не впадая в панику из-за того, что малыш не говорит, хотя его сверстники в детском саду уже используют короткие предложения. Чрезмерное давление на ребенка точно не улучшит ситуацию.

Методики, применяемые в студии Golden Speak

Центр "Golden Speak" занимается коррекцией речевых задержек у детей, особое внимание уделяется работе с так называемыми "молчунами". В нашем центре трудятся квалифицированные логопеды, готовые применить комплексный подход к решению проблем речи.

Основные этапы развития речи в "Golden Speak":

  1. Развитие крупной моторики: этот этап направлен на улучшение ощущения тела у ребенка. Используются простые команды на действия, такие как "возьми это" или "переступи", что помогает укрепить основу для дальнейшего речевого развития.
  2. Развитие мелкой моторики: в нашем центре мы отказались от использования бизибордов в пользу более эффективных материалов, таких как пластилин, крупы, песок и другие консистентные вещества. Также применяются суджоки или их аналоги.
  3. Использование потешек: эффективный метод, при котором ребенок учиться находить и показывать различные части тела, выполняя действия, соответствующие тексту потешки.
  4. Артикуляционная гимнастика: простые звукоподражательные упражнения, такие как "ууу" и "ааа", помогают в развитии артикуляционных навыков.
  5. Звукоподражание: начинаем с простых гласных и переходим к более сложным звукам, например, подражание голосам животных. Используется игровая форма, например, через использование деревянного молотка для имитации звука "тук-тук".
  6. Дихотомический вопрос: учим детей отвечать на просты вопросы вида "да" или "нет".
  7. Формирование простых просьб и слов: учим детей использовать простые слова и просьбы, такие как "мама", "папа", "дай".
  8. Заключительная часть: на этом этапе ребенок учится формировать простые фразы, что является важным шагом в развитии связной речи.
В "Golden Speak" мы тщательно подходим к каждому случаю, обеспечивая индивидуальный подход и адаптируя методики под конкретные нужды и возможности каждого ребенка. Результаты работы наших специалистов помогают детям успешно преодолеть трудности с речью, открывая для них новые возможности общения и развития.
Made on
Tilda